Система профилактики правонарушений
Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»
Пока СМИ активно обсуждают так называемый «антитеррористический пакет Яровой», конец июня 2016 года ознаменовался подписанием еще одного значимого федерального закона — «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».
Данный закон вводит принципиально новые понятия в сфере общественных правоотношений, а также наделяет правоохранительные органы дополнительными полномочиями. Рассмотрим нововведения подробнее.
Во-первых, новый закон вводит понятие «антиобщественное поведение», под которым понимаются не влекущие за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц.
Во-вторых, в качестве субъектов профилактики правонарушений, иными словами, тех, кто осуществляет такую профилактику, закон определяет:
1) федеральные органы исполнительной власти;
2) органы прокуратуры Российской Федерации;
3) следственные органы Следственного комитета Российской Федерации;
4) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
5) органы местного самоуправления.
В-третьих, сфера деятельности указанных лиц весьма широка и включает в себя:
1) защиту личности, общества и государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение правонарушений;
3) развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению правонарушений;
4) охрану общественного порядка, в том числе при проведении спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий;
5) обеспечение общественной безопасности, в том числе безопасности дорожного движения и транспортной безопасности;
6) противодействие незаконной миграции;
7) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
8) противодействие терроризму и экстремистской деятельности, защита потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;
9) противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
10) обеспечение защиты и охраны частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
11) обеспечение экономической безопасности;
12) противодействие коррупции, выявление и устранение причин и условий ее возникновения;
13) обеспечение экологической безопасности, охрана окружающей среды;
14) обеспечение пожарной безопасности;
15) предупреждение, ликвидация и (или) минимизация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
16) повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.
В-четвертых, для достижения указанных целей уполномоченные лица будут выполнять следующие задачи:
1) выявление, оценка и прогнозирование криминогенных факторов социального характера;
2) правовое регулирования профилактики правонарушений;
3) разработка государственных и муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений;
4) совершенствование механизмов эффективного взаимодействия субъектов профилактики правонарушений с лицами, участвующими в профилактике правонарушений, по вопросам профилактики правонарушений;
5) выявление и устранение причин и условий, способствующих антиобщественному поведению и совершению правонарушений, в том числе на почве социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
6) выявление лиц, склонных к совершению правонарушений;
7) выявление лиц, пострадавших от правонарушений или подверженных риску стать таковыми, и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (в том числе лиц, страдающих заболеваниями наркоманией и алкоголизмом, лиц без определенного места жительства);
8) использование видов профилактики правонарушений и форм профилактического воздействия, установленных настоящим Федеральным законом;
9) применение в соответствии с законодательством Российской Федерации специальных мер профилактики правонарушений административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и оперативно-разыскного характера в целях предупреждения правонарушений;
10) проведение мониторинга в сфере профилактики правонарушений;
11) применение иных мер, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В-пятых, профилактическое воздействие может осуществляться в следующих формах:
1) правовое просвещение и правовое информирование;
2) профилактическая беседа;
3) объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения;
4) профилактический учет;
5) внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения;
6) профилактический надзор;
7) социальная адаптация;
8) ресоциализация;
9) социальная реабилитация;
10) помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.
В-шестых, из вышеуказанных особый интерес представляют:
1) объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, которое объявляется лицу, в отношении которого применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, при отсутствии оснований для привлечения его к уголовной или административной ответственности и содержит обязательное для исполнения требование о недопустимости таких действий либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.,
2) ведение профилактического учета (сбор, регистрация, обработка, хранение и предоставление информации) в отношении, фактически, любых физических лиц, в том числе с использованием автоматизированных информационных систем, осуществляется субъектами профилактики правонарушений в пределах их полномочий — данный учет, теоретически, возможен в отношении абсолютно любого лица, критерием.
И наконец, настоящий закон вступает в силу 22 сентября 2016 года.
Скачать полный текст документы можно здесь.