«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью»
(статья 2 Конституции Российской Федерации)
Нажмите, чтобы Получить
бесплатную консультацию адвоката

Система профилактики правонарушений

Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»

Пока СМИ активно обсуждают так называемый «антитеррористический пакет Яровой», конец июня 2016 года ознаменовался подписанием еще одного значимого федерального закона — «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

Данный закон вводит принципиально новые понятия в сфере общественных правоотношений, а также наделяет правоохранительные органы дополнительными полномочиями. Рассмотрим нововведения подробнее.

Во-первых, новый закон вводит понятие «антиобщественное поведение», под которым понимаются  не влекущие за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц.

Во-вторых, в качестве субъектов профилактики правонарушений, иными словами, тех, кто  осуществляет такую профилактику, закон определяет:

1) федеральные органы исполнительной власти;

2) органы прокуратуры Российской Федерации;

3) следственные органы Следственного комитета Российской Федерации;

4) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

5) органы местного самоуправления.

В-третьих, сфера деятельности указанных лиц весьма широка и включает в себя:

1) защиту личности, общества и государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение правонарушений;

3) развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению правонарушений;

4) охрану общественного порядка, в том числе при проведении спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий;

5) обеспечение общественной безопасности, в том числе безопасности дорожного движения и транспортной безопасности;

6) противодействие незаконной миграции;

7) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

8) противодействие терроризму и экстремистской деятельности, защита потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;

9) противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

10) обеспечение защиты и охраны частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

11) обеспечение экономической безопасности;

12) противодействие коррупции, выявление и устранение причин и условий ее возникновения;

13) обеспечение экологической безопасности, охрана окружающей среды;

14) обеспечение пожарной безопасности;

15) предупреждение, ликвидация и (или) минимизация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

16) повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.

В-четвертых, для достижения указанных целей уполномоченные лица будут выполнять следующие задачи:

1) выявление, оценка и прогнозирование криминогенных факторов социального характера;

2) правовое регулирования профилактики правонарушений;

3) разработка государственных и муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений;

4) совершенствование механизмов эффективного взаимодействия субъектов профилактики правонарушений с лицами, участвующими в профилактике правонарушений, по вопросам профилактики правонарушений;

5) выявление и устранение причин и условий, способствующих антиобщественному поведению и совершению правонарушений, в том числе на почве социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

6) выявление лиц, склонных к совершению правонарушений;

7) выявление лиц, пострадавших от правонарушений или подверженных риску стать таковыми, и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (в том числе лиц, страдающих заболеваниями наркоманией и алкоголизмом, лиц без определенного места жительства);

8) использование видов профилактики правонарушений и форм профилактического воздействия, установленных настоящим Федеральным законом;

9) применение в соответствии с законодательством Российской Федерации специальных мер профилактики правонарушений административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и оперативно-разыскного характера в целях предупреждения правонарушений;

10) проведение мониторинга в сфере профилактики правонарушений;

11) применение иных мер, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В-пятых, профилактическое воздействие может осуществляться в следующих формах:

1) правовое просвещение и правовое информирование;

2) профилактическая беседа;

3) объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения;

4) профилактический учет;

5) внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения;

6) профилактический надзор;

7) социальная адаптация;

8) ресоциализация;

9) социальная реабилитация;

10) помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

В-шестых, из вышеуказанных особый интерес представляют:

1) объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, которое объявляется лицу, в отношении которого применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, при отсутствии оснований для привлечения его к уголовной или административной ответственности и содержит обязательное для исполнения требование о недопустимости таких действий либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.,

2) ведение профилактического учета (сбор, регистрация, обработка, хранение и предоставление информации) в отношении, фактически, любых физических лиц, в том числе с использованием автоматизированных информационных систем, осуществляется субъектами профилактики правонарушений в пределах их полномочий — данный учет, теоретически, возможен в отношении абсолютно любого лица, критерием.

И наконец, настоящий закон вступает в силу 22 сентября 2016 года.

Скачать полный текст документы можно здесь.

Важные новости

В последнее время в средствах массовой информации все чаще появляются сообщения о случаях неправомерного отчуждения недвижимого имущества, совершенного с помощью электронной цифровой подписи (или УКЭП — т.н. усиленной квалифицированной электронной подписи), оформленной без ведома гражданина, но от его имени. Пока не приняты необходимые изменения в действующее законодательство, призванные исключить, …

Опубликован второй Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 2018 год. Ниже изложены некоторые правовые позиции судебных коллегий Верховного Суда РФ по различным делам, а также разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике. Правовые позиции Судебной коллегии ВС РФ по гражданским делам: 1. Требование о признании права собственности на …

3 июля 2018 г. Президент России подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации», изменяющий порядок зачета времени содержания лица в СИЗО в срок отбывания наказания в виде лишения свободы. Согласно новой редакции ст. 72 УК РФ: 1) время содержания лица под стражей до …

К такому выводу пришел Конституционный Суд РФ в «отказном» определении № 189-О от 25.01.2018 г. по жалобе гражданина Д.А.Прозоровского. Гражданин Д.А. Прозоровский обратился в конституционный Суд РФ с жалобой, в которой просил признать не соответствующими Конституции РФ ст. 176 «Основания производства осмотра», 177 «Порядок производства осмотра» и 195 «Порядок …